Итоги введения системы саморегулирования в России

Итоги введения системы саморегулирования в России

Взамен системе лицензирования в 2010 году в России была введена система СРО. Теперь для того, чтобы выполнять большинство строительных и проектных работ, необходимо вступить, соответственно, в строительное сро или проектное сро. В 2010 году было открыто более 294 таких СРО. Статус СРО был присвоен более чем 70 некоммерческим партнерствам. Рассмотрим краткие итоги работы СРО в России: их положительное и отрицательное влияние на российский бизнес, проблемы введения СРО в строительство и другие сферы хозяйственной деятельности, а также влияние СРО, оказываемое на вступление России в ВТО.

Плюсы и минусы введения системы саморегулирования в России

Позитивные моменты введения системы СРО в строительство и другие сферы хозяйственной деятельности России:

1. Вступление в СРО позволяет избежать бюрократических проволочек и коррупции со стороны чиновников при получении лицензий. Чтобы вести предпринимательскую деятельность, таким фирмам нужно будет просто вступить в СРО проектировщиков или в СРО строителей.

2. Качество оказываемых российскими компаниями строительных и проектных услуг должно повыситься в связи с введением СРО в строительстве и СРО в проектировании. Это связано с тем, что к компаниям, желающим вступить в СРО, предъявляется ряд серьезных требований, соответствие которым должно гарантировать качество оказываемых ими услуг.

3. Вступление в СРО защищает фирмы от возникновения всевозможных форс-мажорных ситуаций, поскольку при форс-мажорах участникам СРО выплачиваются компенсации из страховых средств и дополнительного компенсационного фонда саморегулируемой организации. В 2010 году было осуществлено несколько таких страховых выплат. Это наглядно продемонстрировало пользу саморегулируемых организаций в данном аспекте.

Но введение системы СРО в строительство в нашей стране имеет и ряд существенных недостатков, которые на данном этапе пытается устранить правительство:

1. На данном этапе развития бизнес в нашей стране не готов к работе в рамках саморегулируемых организаций. Вследствие печального опыта предприниматели в нашей стране стараются работать на краткосрочную, а не на долгосрочную перспективу. Поэтому для них ежегодная выплата крупных членских взносов просто для того, чтобы иметь возможность продолжить работу, оказалась непосильной. ( Вступить в СРО без выплаты этих взносов невозможно). В 2010 году правительством России было принято несколько поправок к закону о СРО (их мы рассмотрим чуть позже), которые должны облегчить положение небольших компаний. Но проблема отсутствия дифференцированного подхода к крупным и мелким компаниям, желающим вступить в строительное сро или проектное сро, остается до сих пор.

2. Вступление в СРО, обязательное для всех, должно было очистить рынок от недобросовестных предприятий и фирм однодневок. Но на деле это привело к появлению коммерческих СРО в строительстве (и СРО в проектировании), предъявляющих заниженные требования к своим членам. Вступить в СРО подобного рода могут даже предприятия, исключенные за нарушения из других СРО. В результате правительство начало принимать меры по усилению надзора за саморегулируемыми организациями.

СРО в России: проблема формирования суммы членских взносов

Вступить в СРО нельзя без выплаты назначаемых руководством саморегулируемой организации членских взносов. Для каждого члена СРО строителей или СРО проектировщиков данная сумма была равнозначной. Это привело к тому, что многим представителям малого и среднего бизнеса членство в СРО оказалось попросту не по средствам. Поэтому перед руководством СРО встала проблема дифференциации суммы ежегодных членских взносов для разных компаний.

Оптимальным критерием формирования суммы членских взносов было принято количество видов работ, выполняемых предприятием. Такой критерий, как денежный оборот фирмы, оказался неэффективным, поскольку изучение и проверка финансовой отчетности компаний не должна входить в сферу деятельности СРО проектировщиков и СРО строителей.

Проблема сокращений перечня работ, подконтрольных строительным и проектным СРО

15 апреля 2010 года вышел приказ Министерства регионального развития РФ, на основании которого был значительно сокращен список строительных работ, для осуществления которых требуется вступление в строительное сро или проектное сро. Этот приказ оказался чрезвычайно актуальным, поскольку после введения СРО в строительстве и СРО в проектировании стала очевидной проблема необходимости сокращения перечня строительных работ, подконтрольных саморегулируемым организациям. Данный приказ эту проблему решил. Теперь из перечня подконтрольных СРО работ исключены те работы, которые не влияют на безопасность при строительстве и которые осуществляются, как правило, небольшими фирмами, которым невыгодно вступление в СРО и выплата достаточно больших для них членских взносов. Из перечня работ были исключены: монтаж навесных фасадов, прокладывание внутри объектов инженерных коммуникаций и пр.

Влияние введения системы саморегулирования на вступление России в ВТО

Без введения системы саморегулируемых организаций Россия не смогла бы вступить в ВТО. Саморегулируемые организации уже давно и успешно функционируют в Европе и Америке и зарекомендовали себя в качестве эффективной альтернативы государственному регулированию предпринимательской деятельности. Чтобы достичь такие же результатов, России потребуется время. Но, безусловно, введение системы СРО поспособствует вступлению России в ВТО.

Добавил:
liex
Дата:
(03.11.2010)
Просмотров:
666
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]