В помощь автомобилисту

В помощь автомобилисту

Трение, как известно, сопровождается одновременными естественными процессами, существующими в природе (механическими, тепловыми, электрическими, химическими).

Эти действия как раз и изучает триботехника – наука о контактном взаимодействии твердых тел при их относительном движении.

В России основы науки о трении были заложены еще великим ученым Ломоносовым М. В., который сконструировал прибор - прототип современных аппаратовдля определения износостойкости материалов.

В этом материале кратко истолкованы два взаимоисключающих вида процесса - водородное изнашивание и избирательный перенос при трении (ИП).

Лет двадцать назад, при проведении испытаний было обнаружена некоторая концентрация водорода в слоях трущихся деталей, выделяющегося из материалов пары трения.

Явление водородного изнашивания было изучено учеными Гаркуновым Д.Н. и Поляковым А.А.

Как выяснилось, водородное изнашивание резко снижает срок службы цилиндров и поршневых колес двигателей, тормозных барабанов и дисков сцепления, бензонасосов и других деталей машин.

Защита от водородного изнашивания имеет особое значение.

Во многих странах ведется самая широкая работа по созданию двигателей на водородном топливе и научные работники должны заранее принимать меры по защите деталей от водородного изнашивания.

В мире существует проблема безызносного трения деталей при создании тех или иных узлов в машиностроении.

До недавнего времени основным направлением в борьбе с износом являлось повышение твердости поверхности, к которым относится, в частности, хромирование, цементирование, да и многое другое.

Но стремление к уменьшению веса и ускорению интенсификации процессов увеличило скорость и давление на детали узлов и привело к ухудшению смазки трущихся поверхностей.

В поиске способов улучшения износостойкости узлов, в 1965 году учеными Гаркуновым Д.Н. и Крагельским И.В. был открыт ИП - так называемый избирательный перенос при трении.

Избирательный перенос образуется в месте трения в виде тонкой двухслойной пленки, из верхнего, полимерного антифрикционного слоя и нижнего, металлического, который имеет низкую сопротивляемость и не окисляется в окружающей среде.

Применение ИП, по мнению знатоков, сэкономит количество металла при изготовлении пар трения большей грузоподъемности, увеличит срок эксплуатации машин, уменьшит период обкатки двигателей и редукторов, снизит расход смазки в подшипниках, снизит расход драгметаллов в приборах и расход электроэнергии.

К финишной обработке, от которой зависит износ деталей в процессе эксплуатации, относится ФАБО - финишная антифрикционная безабразивная обработка.

Сущность ее состоит в покрытии поверхности трения тонким слоем латуни, бронзы или меди путем ИП.

В процессе трения пленка на поверхности разрыхляется, медный сплав пластифицируется, создавая условия его схватывания со стальной поверхностью.

Триботехника, как любая наука, непрерывно развивается и исследование явлений водородного изнашивания и ИП при трении еще находятся в начале фундаментальных открытий, которые могут привести к кардинальным изменениям не только в сфере производства, но в целом в нашей жизни.

Ученые не спят и работают в направлении улучшения качества техники, чтобы мы могли, например, купить генератор или купить компрессор с оснащением по последнему слову техники.

Добавил:
liex
Дата:
(09.11.2010)
Просмотров:
1101
Всего комментариев: 1
1 Alif  
0
I could read a book about this without finding such real-world apsaorchep!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]